07.04.2020
С Днем российской анимации!

8 апреля отмечается замечательный праздник — День российской анимации. В 1919 году в этот день состоялась первая официальная анимационная премьера в России, показ мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки пародировали героев рыцарских романов. Смотрите этот мультфильм у нас на сайте в конце статьи!

Историки кино считают, что первый показ мультипликационного фильма состоялся до рождения игрового кино, в 1892 году, когда французский художник и изобретатель Эмиль Рейно представил публике, собравшейся в парижском музее Гревен, свои «светящиеся пантомимы». А задолго до этого, 30 августа 1877 года, он положил начало искусству мультипликации, запатентовав праксиноскоп — оптический прибор, при помощи которого можно было рассматривать движущиеся изображения. Сегодня, когда мы отмечаем день российской анимации, стоит вспомнить и об отечественном вкладе в это искусство. Тем более что анимация — это, пожалуй, один из главных предметов гордости СССР. Советские мультфильмы по достоинству ценят не только выросшие на них россияне, но и зарубежные зрители. О признании анимационных фильмов СССР за рубежом говорит не только искренняя любовь взрослых и детей из разных стран, но и многочисленные награды международных фестивалей. Так в Японии наш Чебурашка успешно составляет конкуренцию местным покемонам. А один из наиболее выдающихся режиссёров-аниматоров современности Хаяо Миядзаки рассказывал, что именно мультфильм Льва Атаманова «Снежная королева» в своё время убедил его в правильности сделанного им профессионального выбора. Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, который уже в 1906 году создавал первые в мире кукольные мультфильмы. Будучи в одной из своих заграничных поездок в Лондоне, он приобрёл 17,5-мм кинокамеру «Biokam».  И в 1904 году обратился в Дирекцию императорских театров с просьбой разрешить ему безвозмездно снимать балерин театра. Однако ему не просто отказали, а даже запретили заниматься подобной съёмкой. И тогда он организовал в комнате съёмочный павильон и на маленькой сцене специального ящика, имитировавшего театральные кулисы в несколько ярусов с электрическим освещением изнутри, реализовывал мультипликационные фильмы-балеты. Его целью было не создание нового искусства, а попытка воспроизведения человеческого движения, воссоздание той самой хореографии, которую ему не дали запечатлеть. 

Подход к созданию картин у каждого советского аниматора был свой. Если Александр Ширяев снимал кукол, то Владислав Старевич работал с препарированными жуками. В 1910 году он приехал в Москву с целым чемоданом жуков и желанием снимать про них фильмы. Во французских кинокомпаниях ему хохотали в лицо, а соотечественники встретили с интересом. Знаменитый кинопредприниматель Александр Ханжонков взял проект под свое крыло. 8 апреля 1912 года в России состоялась премьера отечественного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки пародировали героев рыцарских романов. Именно это событие празднуется ежегодно как День российской анимации. Фильм пользовался нереальным успехом и был продан за рубеж. Забавно, что зрители искренне удивлялись: «Как Старевич сумел добиться таких невероятных вещей от насекомых с помощью дрессировки?!»

Кстати, сотрудники фирмы Ханжонкова еще много лет не раскрывали свой секрет, умалчивая о том, что насекомые вовсе не живые. Один цирковой артист умолял Старевича открыть секрет воспитания жуков, на что тот, театрально взмахивая руками, восклицал: «Никогда! Слышите — никогда!». А ведь действительно, насекомые выглядят, как выпускники жучиного театрального училища. Давайте убедимся в этом, посмотрев «Стрекозу и муравья» Владислава Старевича:
А ведь здорово бы было по-настоящему дрессировать жуков: платить им за игру не надо, к ролям не привередливы, да и стрекоза неплохо бы смотрелась на обложке глянцевого журнала. Еще один великий отечественный аниматор Александр Алексеев создавал свои проекты при помощи игольчатого экрана, который он запатентовал 11 июля 1935 года. Игольчатый экран представляет собой полотно с 500 000 или 1 млн маленькими штырями, которые можно отодвигать вперед и назад. За счет изменения отбрасываемых ими теней создается картинка, а из тысяч таких картинок образуется мультфильм. Алексеев нередко говорил, что именно этот метод позволяет сделать анимацию поэтичной, а не комичной, как при рисованной мультипликации. Дочь Александра Алексеева Светлана Алексеева-Рокуэлл рассказала о том, как создавался первый игольчатый экран: Мой отец отправил маму покупать иголки в какой-то большой парижский универмаг. Я была с ней. Мы пришли в швейный отдел, и мама попросила продать нам три фунта иголок. Продавщица посмотрела на маму с удивлением: «Три фунта иголок?! Обычно люди покупают простой маленький набор для шитья. Вы просите целых три фунта?» Продавщица подумала, что моя мама сумасшедшая. И вот, когда пришли, мы положили холст на столе и начали втыкать иголки одну за другой, одну за другой. У нас ушло несколько дней на то, чтобы заполнить холст иголками. Наши пальцы были исколоты до крови. К сожалению, работа с игольчатым экраном была очень трудоемкой, и на создание одного мультфильма длиной в несколько минут уходили долгие месяцы непрерывного труда. А учитывая то, что этот метод не позволял создавать динамичные картины, развить сюжет тоже не получалось. Именно поэтому Александр Алексеев не смог зарабатывать на своем искусстве. Самые известные мультики, сделанные Алексеевым на игольчатом экране, — это «Ночь на Лысой горе» и «Нос». Всего успел он сделать менее 10 мультиков с помощью данной техники.
Основным источником заработка для него стало создание коротких рекламных роликов. Столкнувшись с финансовыми трудностями, Алексеев начал делать рекламу для кофе, сигарет, мыла, бензина и т.д. Для ее создания мультипликатор использовал бытовые предметы, различные хитроумные приспособления и визуальные эффекты. Эти рекламные ролики дают нам понять, что Алексеев не боялся экспериментов с анимацией и не ограничивался своим главным изобретением. И, безусловно, — это настоящее искусство. Убедитесь сами.

В развитии отечественной мультипликации были и переломные моменты. В 1933 году в кинотеатре «Ударник» открылся фестиваль американских мультфильмов, на котором произвели фурор картины «Пароход Вилли» и «Три поросенка» студии Уолта Диснея. Стиль и метод производства диснеевских картин были признаны эталоном, так как товарищ Сталин дал очень высокую оценку этим работам. В том же году на первом Всесоюзном совещании по кинокомедии был выдвинут единогласный лозунг: «Даешь советского Микки Мауса!». Еще через два года мультфильмы Диснея вышли в широкий прокат. Ориентировка на диснеевские стандарты приводит к тому, что в 1936 году создается точная копия студии Диснея «Союздетмультфильм», впоследствии — «Союзмультфильм». Так советская анимация утратила самобытность. Но после Великой Отечественной войны все изменилось. Госзаказ в рамках борьбы с космополитизмом стал диктовать художникам следовать принципам реалистичности и народности, результатом чего стало появление таких мультипликационных сказок, как «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», на которых выросло множество поколений. Да и по сей день родители воспитывают своих детей, включая в досуг эти замечательные сказки. Советская мультипликация сформировала свой собственный стиль, за очарование и самобытность которого ее любят и ценят во всем мире.